Цветовой круг Стива МакКарри: выставка в Эрмитаже.

Цветная фотография доступна каждому, но известно ли вам,
как правильно «работать» с цветом?

Стив МакKарри/ Steve McCurry - мой любимый цветной фотограф выставлен сегодня в Эрмитажном Главном Штабе и на примере его работ я хочу поговорить о силе воздействия цвета и о законах цвета.
 

 
Известный фотограф и журналист Стив МакКарри стал особенно изестен после публикации на обложке журнала National Geographic портрета афганской девочки – беженки с трагическими, побелевшими от горя глазами, в них была вся скорбь и история афганского народа. Надо сказать, что, помимо фотографического, МакКарри обладал еще одним важным талантом - свободно проникать в самые горячие точки планеты, проходить незамеченным через границы, легко выстраивать диалог с разными людьми. В 2013 году он опубликовал книгу о своих путешествиях «Нерассказанное от Стива МакКарри: истории, стоящие за фотографиями». Многие считают его документальным фотографом, а то, что он снимает – красочными репортажами, но это внешняя данность. Разглядывая цветные фото Стива МакКарри, я убеждаюсь каждый раз, что он гениален, как Художник, который прекрасно знает, что такое Красота и что такое Цвет. Университетские годы, проведенные им, как пишет википедия, за изучением кино и полученная по окончании степень в области театрального искусства, тоже явно не пропали даром – при съемке он точно выстраивает мизансцену в кадре.
 

 

Выставка в Эрмитаже отличная, прекрасные работы!
Еще три года назад рассказывая о МакКарри в своих авторских лекциях «На стыке искусств» в Русском музее, я сожалела, что русской аудитории он практически не был знаком, и демонстрировала на экране его фотографии - сегодня популярность фотографа растет. В Эрмитаже единственное, что немного мешает смотреть выставку - это слишком ярко раскрашенные стены. Давно ведь известно, что на цветной стене хорошо смотрится графика или ч/б фотографии, а под цветные фотографии в экспозиции лучше делать стены нейтральных цветов. Непременно сходите, вас ждет радость узнавания других миров и сила воздействия цвета. Выставка в Эрмитаже под названием «Момент беззащитности» продлится до 22 ноября. И конечно «конёк» Стива это портреты.

О портретной фотографии МакКарри рассуждает так: «Самое главное - быть предельно внимательным к человеку, серьезным и последовательным в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми. Мне кажется, что лицо человека иногда может рассказать очень многое. Каждая из моих фотографий - это не просто эпизод из жизни, это ее квинтэссенция, вся ее история.» Интересно, что ставшую знаменитой «Афганскую девочку» американский фотограф разыскал снова через много лет. Она уже вышла замуж, имела несколько дочерей и жила крайне бедно, но согласилась позировать, попросив купить семье швейную машинку - ее муж зарабатывал на хлебопекарне меньше доллара в день и для них это было целым состоянием. Но вернемся к теме цвета
 

 
Воздействие цвета изучалось учеными и художниками с древних времен.
Они пришли к выводу, что существуют наиболее удачные сочетания цветов, которые притягивают наш взгляд и придают ощущение красоты и гармонии произведению искусства. Как правило, это взаимодополнительные (противоположные) цвета, пары цветов типа «красный-зеленый», которые определяли в своем круге цветов и Ньютон и Гёте, и многие великие художники и импрессионисты в поисках совершенства. Современные исследования в этой области с упрощенными таблицами сочетания цвета можно найти у Иттена, хотя я в процессе преподавания предпочитаю более сложные и интересные цветовые исследования Кандинского и Матюшина.
   
двойная таблица цветов Гёте и цветовой круг Ньютона
 

Уроки цвета от МакКарри.

Сам МакКарри сформулировал гениально – «Цвет это еще одно измерение». Именно в этом цветном измерении он живет и работает, в этом измерении он показывает нам судьбы своих героев. Дело не только в «социальности», к которой так пристрастились современные кураторы, социальность часто остается вне искусства. Дело Художника находить красоту во всем, и даже казалось бы в невозможном, потому что наш мир совершенен и каждый момент жизни человека бесценен. Мне близко утверждение древних о том, что каждый из нас – капля в едином человеческом океане судеб.
Цветовой круг Стива МакКарри чуть сдвинут относительно общепринятого, и поэтому с трудом поддается копированию, но его цвета тоже работают в паре, создавая сильное эмоциональное притяжение. Посмотрите, даже в трагическом портрете афганской девочки активно «работают в паре» красный цвет платка и глубокий зеленый цвет фона, но это особый оттеночный красный и особый зеленый, которые в сочетании с цветом глаз, заставляют звучать выбранный сюжет особенно ярко и навсегда покоряют зрителя. То же самое мы видим в игре сочных синих и желтых, изумрудно-зеленых и рубиново-красных на других его фотографиях. Это не просто цветные картинки – это живопись, но фотографическими средствами.
 

 

 

Можно ли научиться также тонко, как МакКарри видеть цвет? К этому надо стремиться и этим надо заниматься, есть определенные упражнения развивающие чувство цвета и чувство вкуса, которое, кстати, никто не отменял, и без которого невозможно сделать что-нибудь стоящее. Точно также, как в художественной фотографии, цвет работает в живописи и дизайне - яркие цвета и сочетания цветов могут и должны быть гармоничными. Правильно подобрать и увидеть их поможет знание определенных закономерностей влияния цветов друг на друга, высокий культурный уровень и внимательное изучение цветовых таблиц. Многие мои ученики с успехом прошли этот путь в процессе обучения живописи или артфотографии и стали видеть, как настоящие художники. Также многое становится понятнее в ходе лекций из моего авторского цикла «На стыке искусств». Особенно могу порекомендовать две из них напрямую связанные с темой цвета – «Цвет на плоскости и в пространстве» - в ней разбираются наиболее интересные цветовые теории, и "Драматургия цвета" - о самостоятельном значении цвета в произведениях известных художников и фотографов. Все лекции сопровождаются показом богатой коллекции уникальных изображений на экране –работы старых и современных мастеров живописи и художественной фотографии.
 

 
Теперь вы знаете, как много значит цвет. Удовольствие приобщиться к творчеству и постичь гармонию цвета не сравнимо ни с чем. Творчество делает нас счастливыми. Где применить в жизни полученные знания, вы потом определите сами – это могут быть прекрасные цветные фотографии, живопись маслом на холсте, великолепно подобранный по вкусу и цвету наряд или грамотно решенный дизайнерский интерьер – всё в ваших руках! Каждый человек, даже с нуля, способен научиться видеть и грамотно использовать цвет, и я вам с удовольствием в этом помогу. Выбирайте форму обучения, тему курса или лекции и пишите заявку на лабораторный адрес lab@asyanemchenok.ru

Возможно, вашим друзьям тоже будет интересно прочесть этот материал, сходить на выставку и узнать много нового о воздействии цвета.
Для продвинутых пользователей существует отдельный «Продвинутый курс для дизайнеров и фотографов».


Ваша Ася Немчёнок.

Никогда не забывайте делиться лучшим с друзьями!


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.