Флоренция, Centro storico забит людьми, как мелкими монетами кошелёк. Хочется залезть на ходули, чтобы разглядеть из-за голов туристов хоть что-нибудь...
По дороге в галерею Уффици неожиданно увидела на Пьяцца делла Синьориа красавца - Давида, попавшего в клетку, он казался довольно печальным. Табличка гласила: «реплика скульптуры Микеланджело Буонаротти временно на реставрации». Мраморный юноша с тяжёлыми кистями рук и белоснежными кудрями, всегда удивлял меня своей хмуростью. Он как брат мне: во-первых, мы похожи, а во-вторых - его нос, ухо, губы, глаза, всё лицо распилено по частям на гипсовые пособия для художественных учебных заведений, и нарисовано столько раз, что, кажется "родным". Студентам-художникам, снятся его глубокие межбровные складки, толстые веки и странный зрачок, вогнуто-выгнутый, двойной, задуманный, видимо, под игру солнца и тени... Не в пример ему, Давид у Караваджо, мальчишка, держащий за косматый чуб отсечённую голову Голиафа, выглядит куда как веселее; но этот взрослый Давидушка мне ближе, в нем ощущается сомнение и мировая скорбь. Не смотря на победу, он устал, что-то типа: «трудно быть богом», пастушком, конечно, было проще.
Многоголовая толпа уплотняется и, становясь хвостом большой очереди за билетами, с трудом впихивается в узкий внутренний двор галереи Уффици - часа на три, не меньше. Более сообразительные и продвинутые покупают билеты через Интернет - не так уж и сложно. Однако здесь, в процессе ожидания, можно услышать много забавных историй о художниках на самых разных языках мира от проходящих гидов, а договорившись с тем, кто за тобой в очереди, пойти прогуляться вокруг. Променад по крытым галереям вдоль реки Арно в сторону Понте Веккио доставляет физическое и эстетическое удовольствие - прохладно и красиво. Старина-мост, похожий на караван-сарай, уже семь веков выносит на своём горбу разного сорта коммерсантов, ленивых зевак, гостей города, взрослых и детей, спешащих на другую сторону. Хаживал по нему и Данте - великий Данте, подаривший человечеству сказку «платонической» любви.
Впрочем, в разгар сезона сами итальянцы стараются избегать туристических мест. Как писал мне друг Массимо в одном из своих писем об Италии: «Флоренция - это город который я, как и многие, изучал сначала по книгам и фотографиям…когда ты едешь во Флоренцию то ожидаешь чего –то иного, быть может оказаться в другом измерении и в другом мире. Но вот на месте ты замечаешь, что это не тот город, который ты себе воображал, он слишком полон неузнаваемых вещей - ты чувствуешь себя немного астронавтом в star trek. Толпы, толпы разных людей, которых встречаешь на улицах утомляют, и вскоре уже ищешь улочку, переулок, где никто не ходит, с надеждой найти там город, который ты представлял в своей голове. И может только ночь рядом с мостом Понте Веккио (Ponte Vecchio), когда ложатся глубокие тени, и где-то там за приоткрытым окошком слышится флорентийский диалект, только быть может ночь и делает Флоренцию моей».
Однако вернемся к галерее Уффици, что же в ней есть такое, чего нет в других музеях? Правильнее спросить – «КТО»? Само здание галереи красиво, но строже и лаконичнее, чем барочный торт Эрмитажа, а вот содержимое – начинка - самая что ни на есть великолепная. Там собраны все редкие, любимые художники, за которыми не жалко ехать и стоять в очереди, чтобы прочувствовать их «живыми», чтобы увидеть хоть раз в подлиннике. Речь идет о Раннем Возрождении, когда живопись еще не страдала гиперреализмом и художники рисовали по представлению, без использования всяких оптических приспособлений, так изменивших живопись к 16-17 веку.
Здравствуй старик Джотто! Здравствуй Пьеро делла Франческа! Ciao, caro Боттичелли и милый Фра Филиппо Липпи! Привет Мазаччо, Вероккио и ты, Перуджино!
Весь дорогой моему сердцу Quatrocento представлен в своей бессмертной славе!
Разглядывать картины этих мастеров можно часами, и покидая Флоренцию, я остаюсь всей душой в этих залах Галереи Уффици…
Ася Немчёнок.
*В тексте использованы работы из авторской серии "Scrittura Italiana"