Интеллектуально-графические игры со словами и смыслами имеют давние корни в истории Литературы, когда-то их называли фигурными стихами, графическими стихотворениями - треугольники, звезды, сердца и лестницы из поэтических строк. Этим баловался и Феокрит в Древней Греции, и Симеон Полоцкий в Древней Руси, и Франсуа Рабле в Средневековой Европе, но особенного расцвета искусство графического стиха достигло в начале 20 века.
Французский поэт- сюрреалист Гийом Аполлинер более 100 лет назад придумал для своих рисованных стихов новый термин - каллиграмма. Его рисунки, составленные из слов, были не просто сложными графическими формами, поэт заставил визуальную форму работать на содержание. Один из самых выразительных примеров - стихотворение "Заколотая горлинка и фонтан":
Так что же такое ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ?
Слово и ритм поэтического произведения, превращенные в образные мыслеформы - такова моя формулировка.
А вот как рассуждает на эту тему московский исследователь Юрий Гик: "Предтечами современной визуальной поэзии являются русские футуристы. Известна попытка Велимира Хлебникова построить новый алфавит, явно опередившая свое время — эксперименты с семиотическими системами и построение новых систем характерны для современной визуальной поэзии. Эксперименты с графикой и коллажами, а также футуристические книги Алексея Кручёных внесли вклад в мировую культуру, оказав влияние и на западных художников и поэтов. Шрифтовые стихотворения Зданевича и Терентьева предвосхитили похожие поиски у художников движения Дада. А "Железобетонные поэмы" Каменского являются классикой жанра смешанной техники".
"Черновик" - культовый журнал визуальной поэзии, более 20 лет издавался Александром Очеретянским в постсоветский период, большей частью в Америке, а по России ходили его считанные экземпляры. В Черновике были опубликованы мои графические работы из серии "Ася в стране Чудес". А потом работы из серии VIDEOPOESIA project, созданные совместно с итальянским поэтом Марко Джовенале / Черновик № 22, 2007 г.
Международный АРТ-ФЕСТ «Poems», я организовала в марте 2007 года в Музее Анны Ахматовой – галерея « SARAI ». В нем принимали участие русские, итальянские, испанские авторы.
Подробнее о нем, о моем проекте Videopoesia и др. кураторских проектах можно прочитать здесь и здесь.
В современной визуальной поэзии авторы смело экспериментируют с формой, ломая старые традиции.
В поиске новых смыслов они стремятся обогатить слово наглядностью и оригинальностью визуального образа.
(продолжение следует)
Ася Немчёнок