Андрей Тарковский/ из дневников

Гениальный режиссер Андрей Тарковский был не только русским режиссером, которого уважала и любила вся Европа, но и простым советским гражданином, который жил в застойном Советском Союзе, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце жизни, когда чиновники не давали ему снимать кино, и денег на жизнь уже не хватало, ему пришлось уехать за границу. Жил в Италии, похоронен в Париже.
Последние годы жизни он вел дневники, записывая туда свои впечатления от жизни и называл их "Мартиролог" №1, №2...
По церковным понятиям мартиролог это список мучеников, но иногда это слово используется в более широком смысле - перечень пережитых кем-либо страданий, преследования и т. п.
Читая Мартиролог Тарковского, я поражаюсь тому, как за всеми простыми человеческими страстями, проблемами, иногда - слабостями, он сумел сохранить в себе большого Художника, чьи слова и картины до сих пор воспринимаются, как откровения.
 

 
Привожу несколько любимых мною мест из Мартиролога Тарковского:
(О творчестве) Художественный образ — это образ, обеспечивающий ему развитие самого себя, его исторической перспективы. Следственно, образ — это зерно, это саморазвивающийся организм с обратной связью. Это символ самой жизни, в отличие от самой жизни. Жизнь заключает в себя смерть. Образ же жизни или исключает ее, или рассматривает ее как единственную возможность для утверждения жизни. Сам по себе художественный образ — это выражение надежды, пафос веры, чего бы он ни выражал — даже гибель человека. Само по себе творчество — это уже отрицание смерти. Следовательно, оно оптимистично, даже если в конечном смысле художник трагичен. Поэтому не может быть художника-оптимиста и художника-пессимиста. Может быть лишь талант и бездарность.
 

(Об отце) Мать иногда говорила о том, что Арсений думает только о себе, что он эгоист. Не знаю, права ли она… Обо мне она тоже имеет право сказать, что я эгоист. Я, наверное, эгоист. Но ужасно люблю и мать, и отца, и Марину, и Сеньку. Но на меня находит столбняк, и я не могу выразить своих чувств. Любовь моя какая-то недеятельная. Я хочу только, наверное, чтобы меня оставили в покое, даже забыли. Я не хочу рассчитывать на их любовь и ничего от них не требую, кроме свободы. А свободы-то и нет, и не будет. Потом, они меня осуждают за Иру, и я это чувствую. Ее они любят, и любят нормально и просто. Я не ревную, зато хочу, чтобы меня не мучили и не считали святым. Я не святой и не ангел. А эгоист, который больше всего на свете боится страданий тех, кого любит.
Пойду читать Гессе.

 

 
(О славе) Как тщеславны старики — все эти Герасимовы! Как они жаждут славы, похвал, наград, премий! Очевидно думают, что от этого они станут лучше снимать. Жалкие они какие-то. Несчастные дилетанты, своими поделками зарабатывающие деньги. И вполне профессионально, должен заметить. Кстати Гейзе остроумно высказался на этот счет: «Дилетант — это курьезный человек, который испытывает удовольствие делать то, чего он не умеет».
Также вызывают жалость т. н. художники, поэты, писатели, которые находят, что впали в состояние, при котором им невозможно работать. Зарабатывать — внес бы я уточнение. Для того, чтобы прожить, — немного надо. Зато ты свободен в своем творчестве. Печататься, выставляться, конечно, надо, но если это невозможно, то остается самое главное — возможность создавать, ни у кого не спрашивая на то разрешения. В кино же это невозможно. Без государственного соизволения нельзя снять ни кадра. На свои деньги — тем более. Это будет рассмотрено как грабеж, идеологическая агрессия, подрыв основ. Если писатель, несмотря на одаренность, бросит писать оттого, что его не печатают, — это не писатель. Воля к творчеству определяет художника, и черта эта входит в определение таланта.

 

 
(О Машине) Какое самое красивое дерево? — Вяз, наверное. Но оно слишком долго растет. А что растет быстрее? Ветла или серебристый тополь? Серебристый тополь — красивое дерево.
Интересно, удастся мне через Федю получить автомобиль? Это единственный путь. Сам я, конечно, машину никогда не куплю.
А как хочется наладить жизнь в деревне! Все почти сделано, кроме рам и дверей, печей, камина и террасы. Затем штукатурные работы.
На днях подам заявку на сценарий о Достоевском. «Мой Достоевский»…
А как насчет «Отца Сергия»? Надо подумать…

 

(О власти) Как грустно жить на белом свете! Я завидую всем, кто способен заниматься своей работой независимо от государства. Да, практически все — кроме кино и театра. (Я не говорю о телевидении, ибо это — не искусство.) Свободны. От заработка они тоже свободны, но по крайней мере они могут работать. Какая хамская власть! Разве нужна ей литература, поэзия, музыка, живопись, кино? Нет, наоборот, сколько бы было ликвидировано сложностей! Ведь правду мне сказал Борис Леонидович, то, что я сделаю еще четыре картины. Первую я уже сделал — это «Солярис», осталось еще три. Всего-навсего! Я хочу работы, больше ничего. Работы!
 

Тарковский снял за свою жизнь 7 шедевров, 7 культовых фильмов - «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер», «Жертвоприношение», «Ностальгия».
«Человек, который видел ангела» — такая надпись сделана на памятнике над его могилой. В основании православного креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.
 

Ваша Ася Немчёнок.

 
Андрей Тарковский один из трех главных героев моих лекций "Дневник Художника", "Свет и Цвет", больше узнать о лекциях из авторского цикла "На стыке искусств" можно ЗДЕСЬ
* Подборка моих любимых режиссеров, и их лучших фильмов на странице - ПРИЗНАННЫЕ РЕЖИССЕРЫ
 


Никогда не забывайте делиться лучшим с друзьями!


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.