Имя гениального художника Анри Матисса у всех на слуху, стоит назвать, и перед глазами возникают его яркие картины. Сильные, жизнерадостные краски, столь характерные для фовизма, танцуют и поют, пылают и кружат нас в хороводе чувств - "Где нет страсти, там нет искусства" - заявлял Матисс.
Однако известно и другое - "Творчество требует мужества".
В 1941 г. известному уже на весь мир французскому художнику Анри Матиссу был поставлен неутешительный диагноз «рак».
После операции он не мог ходить и оказался навсегда привязан к инвалидному креслу - мрачная картина.
Экстраординарный талант не дал художнику расслабиться, впасть в отчаяние и бросить творчество из-за болезни.
Началась «вторая» жизнь Матисса, длинной в 14 земных лет, представьте - именно этот период он определял, как свое лучшее время.
Именно в этот тяжелый период в жизни Матисса возникла новая художественная техника, которую он сам определял, как "живопись ножницами" и новая светлое чувство к женщине. Немощное тело болело, а душа радовалась и цвела радужными красками, руки творили, потому что рядом была любовь всей его жизни - голубоглазая русская модель, ассистентка и бескорыстно любящая женщина Лидия Делекторская.
Это такой закон: творческому человеку необходимо быть влюбленным, чтобы творить - в человека, объект или идею, которые стимулируют его высший потенциал. В конце жизни Матисс встретил свою "Музу", которой посвятил серию коллажей - аппликаций из крашеной бумаги - Paper CutsOuts/ Gouaches decoupes (вырезанная гуашь), они делали их вместе. Она красила гуашью листы бумаги, он вырезал огромными ножницами, а она и еще несколько помощников прибивали гвоздиками эти невероятные зооморфные формы похожие то на цветы, то на кораллы, то на птиц на основу, висящую на стене и долго перемещали под его неусыпным руководством в поисках идеальной композиции. Так были созданы известные работы из серии "Джаз", театральные декорации, «Большое панно с масками» 10 метров длиной, эскизы к витражам для часовни Розового Венца в городе Вансе, которую он сам же спроектировал и дал деньги на строительство.
На каждый день рождения Матисс дарил Лидии одну из своих работ, понимая, что их стоимость высока, и это поддержит ее после того, как он уйдет из жизни. А что-то Лидия покупала у него на свои деньги, создавая потихоньку коллекцию обожаемого Мастера.
Он умер у нее на руках, и Делекторская тихо ушла из дома Матисса, оставив всю славу и наследство его бывшей жене и детям, забрав с собой только принадлежавшие лично ей картины и рисунки.
Она была ангелом Матисса, озарившим своим светом его последние годы.
Не так давно, в 2014 г. в галерее Тейт Модерн в Лондоне состоялась крупнейшая выставка под названием «Анри Матисс: аппликации» - 120 работ мастера, из разных коллекций, созданные в период с 1936 по 1954 год.
«Бумага, из которой вырезаю, помогает мне рисовать в цвете. Для меня задача состоит в упрощении. Вместо того чтобы рисовать контур и заполнять его цветом, я рисую непосредственно в цвете… мне удалось достигнуть формы, обнажённой до самой сути», - говорил художник. Через его работы радость приходит в сердца тысяч людей разных национальностей и вероисповеданий. Искусство одно для всех.
"Я всегда старался, чтобы зритель не заметил моих усилий, и в итоге остались только легкость и жизнерадостность, как у весны, — никто ведь и не думает, каких трудов ей это стоит."
В мире искусства есть личности, которыми не устаешь восхищаться, Матисс один из них. Подборка моих любимых художников, о которых нельзя не знать, в разделе Культурный слой - Великие художники.
Ася Немчёнок.