Вифлеемская звезда.

Рождество праздник возвышенный и мистический - Чудо приходит к нам в эти дни.
Каждый человек становится в рождественские праздники светлее и немного лучше, даже, наверное, самый злой.
Я иногда с удовольствием отмечаю с друзьями оба рождества – европейское - до Нового Года и русское - после. А перед этим уютно устраиваюсь на диванчике, зажигаю свечи, достаю с полки альбомы или захожу в Интернет, и нахожу работы любимых художников, которые на протяжении многих веков возвращались к теме Рождества. Внимательно рассматривая все детали и подробности картин, каждый раз я к своему удивлению нахожу в что-то новое.

Приглашаю вас в путешествие по Рождеству вместе с любимыми художниками - Фра Анджелико, Боттичелли, Гирландайо, Ван Эйком и более поздними. Пусть Вифлеемская звезда ведет нас от картины к картине, и пусть нам будет радостно))

Возьмем, например "Благовещение" художника Фра Анджелико (1452 г.)
 

 
Смотрите - Мария ещё ничего не знает, но Ангел с цветными крыльями, как у бабочки, уже принес ей волшебную весть, он указывает перспективу в прямом и переносном смысле, и она принимает её благоговейно. На картинах других авторов Мария иногда отшатывается и как бы ужасается этой новости и своей роли, а здесь царит гармония и красота момента. Люблю ее и Фра Анджелико – он удивительный художник, намного опередивший время!

Конечно, таинство «Рождества» каждый художник переживает и раскрывает зрителю по-своему.
Картина любимого мной итальянского мастера Сандро Боттичелли "Мистическое Рождество" (1501 г.)
 

Хоровод хрустальных ангелов воздушным нимбом кружит над маленьким сооружением, в котором совершается Чудо. Важно каждую деталь, каждую фигуру рассмотреть отдельно - движенья рук, ритмические повторы, по воле автора композиция так мастерски закручена вихрем вверх, что иногда кажется, будто бы слышишь музыку небес.

Фреска великого Гирландайо "Поклонении пастухов"(1485 г.) из церкви Санта-тринита во Флоренции.
 

 
Все счастливы и благостны - люди, животные, святое семейство, даже, кажется, сама Природа. Выразительные движения рук, наклоны головы, складки плаща, и даже маленькая птичка справа внизу - всё указывает на младенца.
Тема "святого семейства" часто возникала у художников, когда они рисовали портреты своих современников.
Меня восхищает прекрасная и торжественная работа Яна ван Эйка "Мадонна канцлера Ролена", написанная им в середине XV века (из коллекции Лувра)
 

 
В построении композиции, геометричных линиях и подробной проработке деталей чувствуется строгость и возвышенность.

Или еще у русского художника Павла Филонова, глубоко верующего человека,
в работе "Крестьянская семья (Святое семейство)"(1914 г.) прочитывается тот же мотив, что и у ван Эйка, но уже в стилистике XX века.
 

 

Не прошел мимо темы Рождества и Сальвадор Дали, селал он это естественно в своей эпатажной манере, экспрессивно и талантливо. Посмотрите, что-то в этом есть:
 

 

А другой испанский гений - Антонио Гауди в Барселоне работал всю жизнь над Собором Святого Семейства - Sagrada Familia. На меня собор произвел ошеломляющее впечатление не только неправильной формы башнями, похожими на «замки из песка», которые строят на пляжах дети, но и рельефами со всякими диковинными животными, ангелами и растениями. Гауди умер не достроив собор. По его замыслу три фасада с одинаковым оформлением увенчивались четырьмя высокими башнями, так чтобы над храмом возвышались двенадцать башен, символизирующих двенадцать апостолов. А каждый из трёх фасадов посвящен одному из трех сюжетов: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». Даже в недостроенном виде фасады, украшенные рельефами на эти темы, производят мощное впечатление, их хочется разглядывать бесконечно.
 
   
 

 

С Рождеством Вас!

Никогда не забывайте делиться лучшим с друзьями!

Ваша Ася Немчёнок.


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.