Живописная музыка.

Живопись и музыка переплетены в истории человеческого духа гораздо больше, чем об этом принято думать.

Яркие представители обоих видов искусств вдохновляли друг друга на создание новых произведений и углубляли общий творческий поиск.
Среди них известный французский композитор Клод Дебюсси и художники - импрессионисты, основоположник абстрактного искусства Василий Кандинский и австрийский композитор-новатор Шёнберг, композитор Скрябин, художник Матюшин и другие.





Для меня конечно в первом ряду Кандинский, человек - гора, поэт, художник, мыслитель и теоретик искусства. В основе экспериментов русского авангарда, который он представляет, лежат идеи синтеза различных искусств на основе их научного сравнения и внутренних аналогий.
Прочесть об этом можно в центральной теоретической работе художника «О духовном в искусстве», активно переиздаваемой в наши дни.
Кандинский сам обожал музицировать, известно, что часто он часто делал это вместе со своим бывшим однокурсником по Мюнхенской академии художником Паулем Клее. Кандинский играл на фортепиано, Клее — на скрипке, обсуждая в перерывах пути развития современного искусства.






Композитор Шенберг любил заниматься живописью, и был известен также своими живописными произведениями, которые выставлялись по всему миру.




В 1911 Кандинский создал под впечатлением струнных квартетов и пьес для фортепиано Шёнберга свою известную картину «Впечатление III, концерт», хранящуюся в городской галерее Мюнхена. В своих теоретических трудах он писал о Шенберге, как об абстрактном художнике, ушедшем от внешней красивости в сторону внутренней глубины. Сохранилась их переписка.





В то же время В начале 20 века Шенберг создает музыкальный цикл «Лунный Пьеро» на стихи Жиро - французского поэта-символиста.
Музыка сопровождается речитативным пением, когда солист не поет, а как бы интонирует в ритм музыки стихотворные строки.
Это стало очередной революцией в искусстве и не всеми было принято с одинаковым восторгом - додекафония намного опередила свое время. Шенберг при написании использовал стихи Жиро в переводе на немецкий, но в наши дни можно услышать «Лунного Пьеро» на разных языках, включая русский.


Интересно, что Дебюсси, Кандинский, при всем уважении, считал композитором близким к импрессионистам и немного злоупотребляющим «красивостями», что не мешает нам до сих пор восхищаться его виртуозными музыкальными произведениями, такими как «Послеполуденный отдых фавна», «Лунный свет», «Грезы», «Облака», «Море» и др., основанным на тонком ассоциативном восприятии действительности.


И, конечно, в этом же ряду Александр Скрябин - русский композитор и пианист - во многом повлиявший своими произведениями на мировоззрение Кандинского.
Скрябин использовал в исполнении музыки цвет, придумав термин «светомузыка» и создав палитру соответствий цветов и тональностей. В партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партию световой клавиатуры, став первым композитором, использовавшим цветомузыку.


Музыка, живопись, литература, тесно переплелись в начале 20 века и сегодня в 21 веке мы наблюдаем активное развитие этого экспериментального направления, когда к творческому синтезу уже подключаются и другие виды искусств - театр, балет, мультимедиа, архитектура и другие.


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.