"Безумный художник"- как часто мы слышим эту фразу относительно какого-нибудь талантливого, но странно себя ведущего автора.
А вот безумно прекрасная японская художница Яёи Кусама вполне официально признана человеком с изменёнными состояниями, её диагноз - навязчивые галлюцинации, близкие к шизофрении и последние 30 лет своей жизни мировая знаменитость проживает в психиатрической лечебнице, рядом для нее оборудована прекрасная личная мастерская.
Тем не менее лучшие дома моды типа Луи Вуитон спешат пригласить её к сотрудничеству, по всему миру проходят выставки живописи Яёи Кусамы.
В 2012 году в известной галерее Тейт Модерн (Лондон) прошла ретроспективная выставка художницы, включавшая живопись, объекты и удивительные инсталляции с множащимися кружочками.
Как все начиналось?
На многих сайтах можно прочитать материал о том, как трудное детство и жесткая доминирующая мать повлияли на психическое состояние юной художницы. Не смотря на строгость и консервативный стиль японской семьи, Яёи смогла вырваться в большой мир и уехать в Нью -Йорк. Это была весёлая пора хиппи, сексуальная революция, цветы и борьба против холодной войны. Но она упорно продолжала рисовать на всем круги и точки. Яёи Кусама одна из немногих, кто сумел сделать свою болезнь предметом творчества. Она отдавала себе отчёт в собственной болезни и не скрывала свой диагноз, она была "другой", т.е. сильно отличалась от нормальных людей, и, оставаясь больной, хотела показать всему миру как видит его изменённое сознание. Она как бы говорила:" Я отличаюсь, но по сути я такой же человек как вы, да у меня есть особенности психики, я вижу и воспринимаю этот мир иначе, но я впускаю вас в свою лабораторию, дарю вам свою особенную красоту ощущения этого мира".
Экстравагантная, смелая и упорная азиатская женщина довольно быстро стала легендой авангарда. Фанатизм с которым она покрывала все поверхности вокруг себя и на самой себе кружками и точками разного размера подарили ей прозвище "принцесса горошек". Уже в шестидесятых художница начала заниматься фэшн и разрабатывала смелые наряды в своем стиле. Наиболее известный проект того периода "Аккумуляция" - из разрозненных пятен и точек собирала она окружающий мир; и "1000 лодок" – с явным эротическим подтекстом, который она объясняла борьбой с собственным страхом сексуальности - она покрывала предметы, лестницы, обувь и стулья, белыми фаллическими выступами «Аккумуляция N 2» (1962) . Известно, что именно увидев лодки Яёи Кусамы, Энди Уорхолл перенял ее приём многократного тиражирования одного и того же объекта.
Также одной из первых художница использовала в своих инсталляциях множащееся зеркальное пространство, уводящее зрителя из привычности трехмерной системы координат в бесконечность космических миров «Infinity Mirror Room — Phalli’s Field» (1965), в другом варианте эффект достигался еще и включением маленьких неоновых светильников, разбросанных и подвешенный повсюду в этой зеркальной комнате .
Проект "Нарцисс" с серебряными шарами в саду был позже перенесён в галерею Тэйт. Фанатичный трудоголизм, так характерный для душевнобольных людей, навязчивая точечная орнаментациях в графике и живописи, яркие открытые цвета, раскрашенные в точку люди, лошади и сама Яей, делали художницу с каждым днём все более популярной, но состояние здоровья ухудшалось, и в 1973 г. она сама пришла в психиатрическую клинику - сдалась на лечение и была почти забыта арт-тусовкой.
Новый виток славы пришел к ней после того как в 1993, где Яёи пригласили представлять Японию на Венецианской биеннале, Страна Солнца признала свою " блудную дочь" и начала ею гордится, прощая эксцентричность и "маленькие слабости".
В более поздних работах художница часто возвращается к ранним темам, продолжая их развивать и модифицировать. Последняя наиболее известная ее работа под названием "Облитерация/Распыление" заключается в том, что в специально созданном белом интерьере каждый приходящий мог оставить свой след из цветных стикеров в форме круга, прилепив их на стены, стол, пол или потолок.
Белое пространство комнаты исчезало под толстым слоем дробящих его цветных "атомов".
Однако мне видется, что, не совсем осознавая это, Яей создала более серьёзное произведение: тысячи цветных пятен, как рой человеческих душ, прошедших через ее инсталляцию, создал новую цветную вселенную!
Это похоже на абстрактно-символический портрет человечества, кто ещё делал такое?
Сегодня Яёи 88 лет, она продолжает жить в психиатрической лечебнице под наблюдением врачей, но при этом не устаёт писать новые холсты в своей мастерской.
Как уже писалось выше, ее приглашают к сотрудничеству известные дома моды, такие как Луис Вуиттон, с которым она создала целую коллекцию одежды и аксессуаров "в точечку".
Точки Яёи не остаются только внутри коллекции, они выходят из помещений и завоёвывают пространство Города.
Мир Яёи Кусамы состоит из маленьких цветных и черно-белых атомов, как сама жизнь, своими работами она дарит нам это ощущение космичности и упорядочненной гармонии Вселенной.
Ася Немчёнок.
* О художниках в разделе Культурный слой - авторская подборка Великие художники