В круге иллюминатора под крылом нашего лайнера из голубой каракульчи облаков вынырнул маленький самолётик и тут же пропал - бескрайний ОКЕАН неба!
Ребята, какие мы все же маленькие, если подумать, маленькие, как муравьи, но гордые как Титаны - дети Земли.
- Саня, Саня, смотри, ты сейчас пролетаешь над бабушкой!
- Где бабушка?!))
Итальянский Аэропорт Катаньи еще спал, когда солнце внезапно выскочило из-за горы и сразу раззолотило, раскудрявило сонное итальянское утро.
Здравствуй солнечный треугольник, остров, с бегущим Трискелем на флаге, здравствуй «страна циклопов» Сицилия!
Маленькие средневековые города раскиданы, как щенки, вокруг сосцов гигантской мамы - Этны, от самого моря, до самых вершин. Между ними вьется узкий серпантин дорог, увитый лиловой бугенвиллией - местная природная достопримечательность.
Все города хороши по-своему, но особенно красив городок Таормина, много раз завоеванный и перестроенный греками, маврами, итальянцами и от этого особенно оригинальный и живописный. Вся культурная богема бывала тут: Бальзак, Оскар Уайльд, Пазолини, Пиранделло, Жан Кокто, Набоков, Пикассо. Даже Анна Ахматова приезжала получать литературную премию в 60-е годы. Ричард Бартон, Роберто Бениньи, Вуди Аллен и многие другие режиссеры были гостями кинофестиваля в разные годы. На главной пешеходной улице Корсо Умберто, длинной около километра, жизнь кипит весь день, а к ночи в летний сезон бывает просто не протолкнуться.
Колоритные керамические вазоны в виде голов стоят повсюду на балконах - витых, в парижском стиле, и на узких ступеньках лестниц, бегущих вверх и вниз. С этими головами связана одна из многочисленных легенд, которыми живет остров: как- то молодая сицилийская девушка поливала на своём балконе цветы и увидела идущего по их улице красавца - мавра. Они понравились друг- другу, завязался разговор... постепенно дело дошло до личных отношений и бурного романа. Спустя какое- то время итальянка вдруг узнает, что мавр женат и на родине у него семья. Африка, заметим, совсем рядом. Какой позор- она обесчещена! Что же делает эта красавица -- сказать, что она была в бешенстве, это просто ничего не сказать. Итальянка делает вид, что ничего не знает, подпаивает мавра как- то вечером и пьяному отсекает голову мечом. Конечно же от страсти и гнева, что - то типа: «Так не доставайся ж ты никому!» И тем не менее сквозь века они дошли до нас именно парой - парой голов на каждом сицилийском балконе.
Даже большинство птичек, присевших на карниз или балкон в Таормине - керамические, как и шишки всех цветов и размеров на воротах - символ дружелюбия. Посуда, шкатулки, лимонные деревья, плитка с историческим орнаментом - уникальная керамика Сицилии! Это именно то, что стоит везти домой в качестве сувенира, не смотря на вес.
В гостинице на горе, в которой я остановилась, в узких коридорах повсюду стояли старые комоды с красивыми интерьерными штучками, древние зеркала в толстом багете, скульптурные ретро-объекты, даже белый керамический Будда! На стенах висела вполне приличная «живая» графика и живопись итальянских современных художников.
А в номере из огромного окна на всю стену с великолепным видом на море, были видны голубые бассейны и стоянки автомобилей, оборудованные на плоских крышах нижних домов, темные и прохладные дворы-колодцы с винтовыми лестницами, уходящими на несколько этажей вниз. Это было настолько красиво, что первые дни даже почти не хотелось выходить из номера, просто можно сидеть и смотреть в открытое окно!
Удивительно, как научились итальянцы встраивать свои дома в скалы, умело используя каждый выступ и стену. Лестницы и планировка городов на Сицилии напоминает загадочное пространство художника Эшера, с непременными быстро-бегущими по своим делам ящерками.
И, кстати, имеет смысл выбирать гостиницу не поближе к морю, а именно наверху, рядом с пешеходной зоной, в параллельном тихом переулке. До моря всегда можно будет добраться на машине, городском автобусе или фуникулере, некоторые даже ходили до пляжа на Isola Bella пешком по тем самым крутым эшеровским лестницам.
Таормина - сказочно красивый цветущий город, рай для путешествующего по Сицилии. Маленькие уютные частные дворики за красивыми витыми оградами, с фонтанчиками и виноградом, большие прохладные дворы, пальмы, съедобные кактусы опунции, из которых гонят вино, бесконечные маленькие и большие арки. По белым стенам домов струилась цветной волной прекрасная бугенвиллия - играя оттенками от ярко-розового до фиолетового, с малиновыми и лиловыми цветами непривычной треугольной формы, напоминающими тот же Трискель. И не только по стенам - как молодая розовая лава, бежала она вниз по обрывам и горам, обвивая по пути кипарисы и пальмы, захватывая в свой ароматный плен все, что попадалось на пути… очень хотелось ее привезти в северный Петербург, но засомневалась, а потом выяснилось, что зря, у нас тоже выращивают эти волшебные цветы, говорят достаточно просто отломить веточку перед отъездом и завернуть ее во влажный пакет.
В просветах между домами, со смотровой площадки Piazza IX aprile, открывается фантастический вид на горы, Этну, рогатые бухты Эгейского моря и белые яхты. По вечерам, там играл живой оркестр, пели и танцевали пары. Вообще я поняла - в Италии хочется петь просто от избытка чувств, от любящего солнца и сумасшедшей красоты. Вот все и поют: уборщицы, натирая швабрами кафельный пол, гиды в экскурсионных автобусах, рагацци на мотоциклах, несущиеся по серпантину гор и даже старые продавцы орехов, сидящие у своих тарантаек. Как правило, это арии из великих итальянских опер - Норма, Набукко, Богема и др., прямо как у знаменитого Феллини в фильме «Корабль плывёт»))
Но одна из главных достопримечательностей Таормины - огромный греческий амфитеатр 2 века до н.э., Il Teatro Antico di Taormina. Это не римский Колизей - арена кровавой бойни, а именно театр под открытым небом, где ставились на сцене трагедии Софокла и Эврепида, на сцену выходили на высоких котурнах и в масках известные греческие актеры тех времен, а за картонными декорациями зрителям, сидящим на верхних ярусах, открывался фантастической красоты вид на вулканические горы, унизанные бусинами кипарисов, и бирюзовые воды Мессинского пролива, описанного еще Гомером в «Одиссее». Дальше - синева Эгейского моря, плавно переходящая в небесный простор - совершенные по красоте натуральные декорации, которые можно лицезреть и в наши дни во время концертов и спектаклей, регулярно проводимых там. Но мой вам совет - посетите греческий амфитеатр темной сицилийской ночью: окутанный пением цикад, ароматом цветов, в свете прожекторов он производит абсолютно магическое воздействие, а эти ночные виды на море с гирляндами огней - просто дух захватывало!
Два дня в неделю посетителей пускают в театр под открытым небом до поздней ночи, и это настоящее приключение.
Пляж, прикрепленный к гостинице находился, естественно, внизу у моря, и ничем особенным не выделялся среди береговых пляжей - те же лежаки и зонтики, обжигающий ноги песок, небольшой, но милый ресторанчик с ленивыми, утомленными солнцем, официантами, говорящими на разных местных диалектах. Но зато дорога к пляжу на оборудованном кондиционером шатле доставляла истинное удовольствие, и вполне могла бы считаться туристическим маршрутом: мимо садов и старых аристократических вилл девятнадцатого века, вдоль отвесных скал, мы кружили по серпантину дорог восторженно глядя по сторонам, заныривая в темные туннели и зависая над краем пропасти.
В меру соленая вода Эгейского моря, того самого бирюзового - «туркез блю» цвета, который ассоциируется у нас с «настоящим» морским, была вполне комфортной по температуре и наполняла силой. Лежаки разделялись бетонной дорожкой: направо для итальянцев, налево - для всех зарубежных гостей. Русских было также мало, как поляков, зато много немцев, шумных англичан и французов. Загорелую европейскую публику разбавляли «лица африканской наружности», шастающие между лежаками в попытках продать хоть что-нибудь ленивым отдыхающим. Некоторые из них были настолько увешаны гирляндами прозрачных тапок, купальников, очков для подводного плавания, бусами и кораллами, что напоминали праздничную новогоднюю елку, а один эквилибрист умудрялся носить на своей голове не меньше 20-и шляп и сомбреро одновременно, плюс - несколько розовых кругов для купания в форме фламинго, чем вызывал мой неизменный восторг, поскольку все это сильно смахивало на художественную инсталляцию. Он был прекрасен, как южная ночь, но не подозревал об этом, а если бы заметил мое внимание, было бы не отвязаться... Медуз почти не было, хотя посетители других пляжей на них жаловались и отлавливали, почти как бабочек - сачками, выбрасывая затем на горячие камни.
Еще одно из чудесных мест Таормины - Giardino pubblico - великолепный городской сад на горе. В нем все было не случайно - и аллеи, и постройки, и высаженные сорта редких деревьев, и панорамные виды. Синьора Травельян - английская аристократка, вышедшая замуж за итальянца, облюбовала эти места еще в 19 веке, и собрала здесь целую коллекцию диковинных растений со всего мира, перенеся их на благодатную сицилийскую почву. Дорожки узорно и со вкусом выложены разноцветным камнем, повсюду расставлены большие вазоны и скульптуры. У главного входа симпатичная скульптура двух влюбленных - оба с крыльями - оба ангелы, пока любят!
Красивые, стилизованные беседки, небольшой птичий питомник и вот что интересно - памятник русским морякам, спасшим от жуткого пожара большое количество итальянцев в прошлом веке. Только русские корабли подошли тогда к пылающим берегам Сицилии (американские и английские корабли наблюдали издалека), и русские матросы, часто ценой собственной жизни, спасли терпящих бедствие местных жителей. «Белые ангелы» назвали тогда этих героев итальянцы и еще долго, каждому русскому в любой харчевне выставляли чарку вина бесплатно, в знак памяти, уважения и благодарности.
При входе в парк, еще в самом начале, слышались какие-то крики, но я не придала этому значения. Приблизившись к строениям, я почувствовала, что накал страстей растет - кто-то истошно вопил и ругался… а мимо шли родители с колясками, прогуливались солидные парочки и даже не поворачивали головы. Значит все не так страшно, подумала я, с любопытством идя вперед. В больших вольерах за огромными мексиканскими кактусами кто- то шумно дышал и копошился. Оу, рядом с мелкими экзотическими птичками, в отдельном вольере томился и прозябал в позе Наполеона великолепный экземпляр попугая Ара.
Мрачно глядел он исподлобья на непрошеных зевак. Когда кто-нибудь приближался к клетке, чтобы получше разглядеть диковинку, и делал что-то типа:«у-тю-тю, какая птичка!», Ара мощно и внезапно растопыривал крылья и подскочив почти к самому носу посетителя начинал орать нечеловеческим голосом, матеря человечество, посадившее его в клетку: «Уххо-хо! Карамба! Ахха-ха и Черррт подери!!!». В полуобмороке, на подогнувшихся от страха ватных ногах, пострадавший отползал от клетки, а у попугая - катарсис и полный восторг. Потом красавец снова замирал и нахохливался в ожидании очередной жертвы, чтобы обрушить на нее всю мощь своего актерского дарования…
Или, может, у него был маниакально - депрессивный психоз, неизвестно, заснять этот спектакль не удалось.
Но вообще, интересно, откуда возникло в русском языке это точное название птички «ПО-ПУГАЙ», видимо, не случайно… может, вы в курсе?))
(продолжение следует)
Ася Немчёнок.