Пабло Пикассо и «Дегенеративное искусство».

В 1938 году Пикассо - художник с мировым именем, обласканный капризной Фортуной, на несколько лет оказался исключённым из списка признанных художников. В одном ряду с Браком, Матиссом, Ван Гогом, Леже, Кандинским и другими известными художниками НЕ академического направления он был причислен фашистским режимом к «Дегенеративному искусству».
Это произошло во время Второй Мировой войны, в период немецкой оккупации, когда даже Париж, столица Искусства, и все его обитатели были вынуждены подчиниться законам военного времени...



Фашистские национал-патриоты боролись не только за чистоту расы, но, уничтожали всё, что не вписывалось в рамки их убогих представлений «о прекрасном». Третий рейх, как и всякий другой тоталитарный режим, уважал помпезность и псевдоклассицизм во всех видах искусств - архитектуре, живописи, кино, музыке... В чести были национал-социалистические семейные пасторали с румяными арийскими детьми, бабушками у плиты и добрыми дедушками - Санта Клаусами. Патриотические портреты рабочих, крестьян и солдат, идущих на войну, обнаженные идеализированные тела нордических героев, а также суровые горные пейзажи. При этом со стен немецких музеев снимались и варварски уничтожались или разворовывались шедевры современной мировой культуры. Такая же участь могла постигнуть коллекцию Лувра, но французы заранее догадались спрятать свои ценности.



«Вырожденцами» фашисты называли импрессионистов, дадаистов, кубистов, сюрреалистов и любых других художников, которые, по определению Гитлера «небо рисовали зеленым, а траву голубой». Таких он, кстати, предлагал подвергнуть стерилизации, поскольку сам, недоучившись, рисовал акварельки, где трава была, как на фотках, зеленой, а небо исключительно голубым. «Дегенератами» для Третьего рейха, оказались даже Марк Шагал и Гоген. Шагал - можно догадаться – за еврейство, и люди у него летают, а у Гогена слишком много на картинах азиатов и темнокожих не арийского происхождения…

3 июня 1938 года в Мюнхене открылась огромная выставка произведений «дегенеративного искусства», конфискованных из тридцати музеев Германии, которой нацисты хотели показать, как рисовать НЕ надо, более того, выставленные художники обвинялись в посягательстве на чистоту арийской расы, в оскорблении немцев и назывались «извращенцами, которым нет места в немецких музеях». До апреля 1941 года выставка объехала ещё 12 городов, её посетили 3 миллиона зрителей, которым предписывалось смотреть на работы с подчеркнутым отвращением, а беременным женщинам посещение вообще не рекомендовалось.



*Кстати сказать, в наши дни искусствоведы подсчитали, что такой рекорд посещаемости выставок современного искусства был побит лишь в 2000-х годах))

В нацистской Германии искусство идеологизировали и жестко контролировали, сжигали книги и живопись, неугодную диктатуре. В 1942 году в оккупированном немцами Париже в огне погибли картины Пикассо, Дали, Миро и многих других гениев.



Слава богу, в Европе и Америке нашлись умные коллекционеры, понимавшие истинную ценность произведений этих художников для Искусства. Они сумели выкупить, спрятать и сохранить шедевры, дошедшие таким образом до наших дней. Они, и, конечно, Пикассо выставлены сегодня в лучших музеях мира, в том числе в петербургском Эрмитаже.


Ася Немчёнок


Похожие материалы о художниках: Марк Шагал, Сальвадор Дали, Малевич.


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.