В нашем красивом городе много музеев, Петербургу повезло. Среди больших и всем известных музеев спрятаны, как жемчужины, малые музеи, у которых свой избранный круг "прихожан". Недавно вновь открылся после реконструкции петербургский Музей Истории Фотографии (МИФ). У этого частного музея интересная коллекция и прекрасный директор Дмитрий Шнеерсон - фанатик своего дела. Общаться с ним одно удовольствие - умный, ироничный, целеустремленный и талантливый человек. Мы познакомились незадолго до того, как в музее в 2006 г. состоялась моя выставка экспериментальной фотографии "Как срисовывать ангела в профиль с неба" и показ медиапроекта "Videopoesia", который я тогда курировала.
В музее фотографии всегда происходило и происходит что- то интересное: открываются выставки, собираются известные фотографы, заходят пообщаться художники и поэты.
Уютный музей, "с мечтой" и загадочными лестницами. Собственно он и сам - мечта, которая появилась у Шнеерсона много лет назад: сделать для Петербурга свой музей фотографии.
И Дима воплотил мечту в реальность, музей стал делом его жизни, его отдушиной.
Не скрою, меня такие люди восхищают, с них хочется брать пример - поэтому я решилась задать вопросы и сделать интервью с интересным человеком, которое предлагаю вашему вниманию:
Каковы были Ваши интересы в молодости, почему вы занялись фотографией? Кто повлиял, кто был кумиром - в фотографии, литературе, живописи в то время, которое, видимо, пришлось на "Оттепель"?
Интересы мои были обычными: барышни, стихи и археология, тогда все норовили ездить в экспедиции. Я оказался в первой в 1964, когда мне еще не исполнилось 14. Кумиров у меня никогда ни в каком искусстве не было, как ни нагло это звучит. Чтили мы тогда Пастернака, Мандельштама и Бродского, а читали и прилично знали еще массу авторов. В живописи я всегда любил именно живописность, т.е. Рембрандта, Веласкеса, Сутина и т.п.
Почему фотография? "Так случилось. Так должно было случиться" - это из "Колыбели для кошки" Курта Воннегута. Брессона и Дуана Майклса я узнал далеко не сразу.
С большим уважением отношусь к людям, сумевшим воплотить свою мечту. Когда у Вас возникла идея сделать Музей Истории Фотографии(МИФ), что это было за время и сколько прошло лет от задумки до реализации?
Мы сидели с женой в совершенно пустом кафе в подвале Европейского Дома фотографии в Париже. И мне захотелось этот Дом повторить в Петербурге. До запуска прошло года три. Нужно было еще выкупить часть помещений у моего партнера.
Для чего Вы создавали музей, поддерживало ли государство?
На кубинских книжках времен Революции печатался призыв:"Прочел, передай дальше!" Вот и я решил свою "очарованность" передать дальше. Перефразируя Людовика, могу сказать, что "Государство это - не я".
Какой объект в коллекции музея Ваш самый любимый и дорогой?
Я не коллекционер, мой объект это Музей в целом.
О каком объекте для музея мечтаете, который не достать?
Не мечтаю ни о чем, а радуюсь многому.
Многие начинающие фотографы мечтают стать известными. Вы знакомы с многими русскими и зарубежными мастерами фотографии - что, с вашей точки зрения, объединяет их судьбы, какова цена известности и славы?
Все хотят известности, но "популярность в бильярдной" ничего не дает. Знаменитых фотографов объединяет то, что они не живут в России. Это состояние импортное. А плата за успех у всех разная. В том числе приходится платить и свободой выбора.
Какой путь должен пройти начинающий автор - посоветуйте фестивали, биеннале, воркшопы где стоило бы поучаствовать, чтобы выйти на более высокий уровень?
Уровень чего? Научиться эффектно снимать несложно. Научиться попадать на выставки тоже. Т.е. стать кем-то не проблема, а вот быть кем-то это - генетика. Таких в поколении единицы.
Может ли женщина стать великим Художником (Фотографом), важен ли вообще пол в Искусстве?
Давайте уточним: в Арте женщине даже легче, там она активно спонсируется, а вот в Искусстве ей приходится идти на очень большие жертвы, чтобы скрыть свое естество, поскольку Искусство у нас мужское.
Кто по Вашему на сегодняшний день наиболее интересен в искусстве фотографии у нас и за рубежом - имена?
"Имена не выбирают, в них живут и умирают..." У Кушнера, правда, "Времена..." Но в нашем случае это почти синонимы.
Я знаю, Вы человек неунывающий и целеустремленный, что дает силы, какое Ваше жизненное кредо иди девиз?
Считается, что евреи пришли в мир, чтобы сделать его лучше. Похоже на то.
Сейчас в МИФе выставка из собраний замечательного петербургского фотографа Владимира Никитина для издательства Лимбус Пресс, а в апреле ожидается аж три новых выставки из богатого фонда самого МИФа.
Адрес Музея Истории Фотографии (МИФ): Санкт-Петербург, ул.Профессора Попова, 23. Приходите!
Ася Немчёнок.