Казимир Малевич - один из самых известных художников ХХ века.
Революционер и бунтарь, художник и теоретик, яростный ниспровергатель всего «старого искусства» писал:
«Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического Искусства.
Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура - это живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом.
И если бы мастера Возрождения отыскали живописную плоскость, то она была бы гораздо выше, ценнее любой Мадонны и Джиоконды.
А всякий высеченный пяти, шестиугольник был бы большим произведением скульптуры, нежели Милосская или Давид.»
Создатель научного метода Супрематизма, предтеча всей современной абстрактной живописи, в своем поиске Малевич часто двигался наугад, хотя сопровождал каждый свой шаг пространными теоретическими обоснованиями. Читать их в большом количестве тяжеловато, но увлекательно - выводы художника часто противоречивы, в 1920 году он отвергает то, что казалось ему абсолютом в 1918 г. И интересно, что в столь пафосных теоретических трудах явно проскальзывает обида бывшего "маленького чертежника" Малевича, которого не приняли в художественный вуз, желание взять в этой жизни реванш и добиться успеха любой ценой. В великом художнике, известном на весь мир Малевиче, удивительным образом сочетались жажда мести, бахвальство и искренние интуитивные прозрения Большого Мастера.
"Гигантские войны, великие изобретения, победа над воздухом, быстрота перемещения, телефоны, телеграфы, дредноуты - царство электричества.
А наша художественная молодежь пишет Неронов и римских полуголых воинов.
Честь футуристам, которые запретили писать женские окорока, писать портреты и гитары при лунном свете.
Они сделали громадный шаг - бросили мясо и прославили машину. Но мясо и машина есть мышцы жизни.
Идя за формой вещей, мы не можем выйти к самоцели живописной, к непосредственному творчеству.
Живопись будет средством передать то или иное состояние форм жизни.
Новая железная, машинная жизнь, рев автомобилей, блеск электрических огней, ворчание пропеллеров - разбудили душу, которая задыхалась в катакомбах старого разума и вышла на сплетение дорог неба и земли.
Если бы все художники увидели перекрестки этих небесных дорог, если бы они охватили этот чудовищный пробег и сплетения наших тел с тучами в небе - тогда бы не писали хризантемы."
Завораживает энергия, истовость и харизма с которой трудился художник, его самоощущение Миссии, Пророка, ведущего за собой паству к Новому Искусству – толпы молодых учеников следовали за ним повсюду и повторяли его лозунги. Хотя, сам Малевич в одном из трудов писал, что смысл и установки искусства должны заново переписываться и меняться каждые 10 лет в соответствии с изменениями современного ему времени.
Собственно таким актом обнуления старого искусства и стал Черный Квадрат, повешенный им в в 1915 году в красном углу вместо иконы на на «Последней кубофутуристической выставке картин „0,10“».
В наше время выяснилось, что Черный квадрат, раздражавший обывателей своей кажущейся простотой, не так уж и черен, не так уж и прост - он имеет цветную начинку, краска потрескалась и под черным слоем проступили закрашенные наглухо ранние футуристические работы Малевича. Но это не было для художника просто экономией холста, это был прорыв Казимира Малевича к созданию новой абсолютно беспредметной композиции. В беспредметных полотнах краска, по замыслу Малевича, была освобождена от подсобной роли, от служения другим целям. Супрематические картины – от лат. корня Suprem (доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи) - стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).
«Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым, - писал Малевич, - исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма. В искусстве Супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры.
До сей поры был реализм вещей, но не живописных, красочных единиц, которые строятся так, чтобы не зависеть ни формой, ни цветом, ни положением своим от другой.
Каждая форма свободна и индивидуальна.
Каждая форма есть мир.
Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна.
Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски.
Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас.
Я преодолел невозможное, и пропасти сделал своим дыханием.
Вы в сетях горизонта, как рыбы!
Мы, супрематисты,- бросаем вам дорогу.
Спешите!
- Ибо завтра не узнаете нас."
И действительно, «завтра» было уже другим, пройдя через нигилистическое отрицание черным, через пылающий "Красный квадрат", статические и динамические игры с формами и цветом, в 1919 г. Малевич пришел к «Белому квадрату», белым полотнам, завершившим четырехлетний путь развития супрематизма, это был своего рода финал – «белая свободная бездна», по определению самого автора.
В последующий советский период своей жизни и творчества, под гнетом единственного одобряемого коммунистической партией и товарищем Сталиным метода «соцреализма», Малевич был вынужден во многом сдать свои позиции «революционного бунтарства», преследовался, как беспартийный, и даже сидел несколько месяцев в тюрьме, как «немецкий шпион». Умер художник в 1935 г., и был похоронен в «супрематическом гробу» под любимым дубом, его прах позже много раз переносился, но все это не так важно для нас.
Главное: Малевич преодолел невозможное, сумел показать всему миру путь в Беспредметное, и на многие годы вперед определил суть Современного Искусства.
Ася Немчёнок.
Никогда не забывайте делиться лучшим с друзьями!
* Больше о любимых художниках читайте в разделе Культурный слой - Великие художники