Размышления.
Что такое Франция - это французская поэзия, французские духи, длинная булка-багет и знаменитая фраза: «Шерше ля фам / Ищите женщину», которой легкомысленные французы объясняют всё на свете. Париж для меня, как и для многих, всегда ассоциативно связывался с живописью импрессионистов, Эйфелевой башней, и чем-то легким, изящным, романтичным. Прибавьте еще чудный фильм Луи Маля «Зази в метро» - эксцентричный и смешной, снятый в парижских кварталах и конечно - любимый Центр Помпиду /музей современного искусства/ – Бобур, как называют его французы.
Каждый раз, бывая во Франции – Лангедок, Прованс, Нормандия, я делала фотографии и писала путевые заметки, которые потом собрались вместе в серию «Impressions françaises» – французские впечатления. Вступительные слова к этой серии: «Помню, оказавшись впервые в парижском воздухе, сходя по ступеням белоснежного лайнера, приземлившегося в Руасси (Roissy), я не просто ощутила, а буквально увидела молекулы и радужные небесные частицы, из которых был соткан воздух – такого впечатления у меня не было ни в России, ни в Италии, ни в любых других странах...», - мне сегодня трудно даже читать.
(Целиком серию «Impressions françaises» можно увидеть здесь)
То, что произошло в Париже трагично и показательно - дата 13.11.15. меняет картину мира.
Взрывы, пожары, страх, чья-то ненависть, на улицах – раненые и убитые… Париж, такой интернациональный, такой любимый всеми город, никогда не ассоциировался с войной и насилием. Но, похоже Европа, добровольно взяв на себя роль профессора Хиггинса по отношению к менее развитым странам, не смогла повторить успешный опыт окультуривания, описанный Бернардом Шоу в «Пигмалионе». Париж стал первой невинной жертвой. Сегодня Европа больше напоминает профессора Преображенского из «Собачьего сердца» Булгакова, который в целях научного эксперимента сделал из собаки человека. А теперь чешет бороду и не знает, как выжить под одной крышей с распоясавшимся субъектом Шариковым.
Если вспомнить, были конечно в истории этого древнего города и гильотины и баррикады и кровавая Варфоломеевская ночь, но это были внутринациональные, религиозные и социальные разборки. А здесь – явный захват и подавление одного народа другим, нашествие варваров - момент, когда толерантость европейской цивилизации незаметно переросла в пассивность.
Моя «Галатея» - /живопись маслом по фотографии, авторская печать/ в некотором смысле посвящение парижским событиям 13 ноября -
Конечно пройдут годы и многое забудется, но как будут жить теперь в Париже эмигранты, что будут чувствовать по отношению к ним парижане? И много других сложных вопросов, которые сегодня омрачают светлый образ этого прекрасного города.
Но мы будем надеяться на лучшее!
Мы будем любить Париж по прежнему, а может быть даже и еще больше))