Фокин. Гоголь. Мейерхольд.

В конце 2015 года я дважды побывала в Александринском театре, причем не на Новой сцене, которая мне очень полюбилась, а на Старой, которую давно обходила стороной потому, что помнила ее душной, пыльной и застойной…
К моему удивлению оба спектакля на старой сцене Александринки мне понравились – режиссер Фокин абсолютно убедил.
Интересно, что оба раза это был Гоголь, любимый, но неоднократно виденный уже на разных сценах - три «Ревизора» и парочка «Женитьб» в разных театрах от разных режиссеров…. Что казалось бы такого уж нового можно ожидать от прочтения Гоголя на сцене?
 

Но мастерское владение Фокиным приемами мейерхольдовского театра начала ХХ века, определенная лёгкость в подаче длиннот и умное современное прочтение классики сделали невозможное – Гоголь стряхнул нафталин, ожил, похорошел и стал приятным во всех отношениях зрелищем))
Отличные декорации театрального художника Боровского, дающие повод для зрительской фантазии, подсказывающие, например в "Ревизоре", игрой света и тени о возможной работе эволюционной теории Дарвина в обоих направлениях – от обезьяны к человеку и обратно. И плюс к этому живая игра молодых актеров, причем – большой плюс!
 

 

У меня появился новый любимчик – молодой актер Александринки Дмитрий Лысенков .
Как свеж, подлец, как горяч, какая пластика и речь, ну прямо - ОГОНЬ! Отлично играет, можно сказать «зажигает на сцене» по полной программе при, конечно спасибо им, поддержке прочих вполне достойных и «маститых» актеров. Причём, что приятно, выкладывается по полной и в главной роли – Хлестаков в «Ревизоре», и в эпизодической - Кочкарев в «Женитьбе» - друг Подколёсина, обременивший себя заботой о счастье молодых.
Буду впредь за ним внимательно присматривать, любить и пестовать новую звезду, и вам советую не пропустить))
 

В «Женитьбе» сценическое решение, на котором держится весь спектакль, отличное – тонкий ледок, на котором подскальзываются все женихи, да и невеста с тётками свахами. Не знаю, чья именно находка – режиссера Валерия Фокина или опять художника-постановщика Александра Боровского… Однако, это сразу создает незабываемый образ спектакля, задает его главную линию, причем душевно и с подтекстом. Придумавшему от меня - «Perfect»!
 

Яичницу на сковороде в «Женитьбе» вместо главного героя не выносят, как в спектаклях Мейерхольда, но остроумно подан жених - моряк Жевакин, обозначенный в тексте Гоголя как жених «с петушьей ногой». Для простоты изображения этого загадочного природного явления режиссёр вообще лишил героя ног – он катается, как инвалид ВО на дощечке с колёсиками, отталкиваясь от пола руками, но при этом произносит вслух возвышенные монологи о «жизни с любимой за ширмочкой» и искренне недоумевает: «Может быть, вам что-нибудь во мне не нравится? (Указывая на голову.) Вы не глядите на то, что у меня здесь маленькая плешина. Это ничего, это от лихорадки; волоса сейчас вырастут»...
И невеста Агафья Тихоновна, талантливо сыгранная Ю. Марченко, славная. Для «аматеров со стороны женской полноты», возможно, чего-то в ней и не хватает, но играет она хорошо и очень пластична, даже на коньках.
Выводы:
То есть и «Ревизор» и «Женитьба» – отличные спектакли, хотя «кураж» по действиям распределен не равномерно.
В Женитьбе, например на первое действие вполне можно позволить себе опоздать, или вообще подойти к началу второго, ничего не потеряете, а вот в «Ревизоре» напротив – первое отделение держит не отпускает, ну а во втором уже и поспать можно))
 
Впрочем, всех люблю, особенно Фокина, Лысенкова и Боровского!
 
Ваша Ася Немчёнок.

Никогда не забывайте делиться лучшим с друзьями и ходите в театр!


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.