Диана Арбус - у этой удивительной женщины были свои секреты, она делала то, чего делать было нельзя, снимала то, что в обществе снимать было не принято.
Героями своих фотографий она сделала аутсайдеров и уродов, карликов и трансвеститов – сумасшедших людей, которых социум презирал, или по крайней мере предпочитал делать вид, что их не существует, почему?
«Фрики – те, кого я часто снимаю. Они были одними из первых моих моделей и остаются ими поныне. Я обожала их. Некоторых люблю и по сей день. Не могу сказать, что они мои лучшие друзья, но с ними я испытываю особые чувства – смесь стыда и благоговения. Людей с физическими отклонениями многие воспринимают как сказочных героев, которые заставляют тебя остановиться и требуют ответа на неразрешимую загадку. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения – аристократы», писала Диана Арбус в начале 70х.
Интерес к творчеству фотографа Дианы Арбус снова возник в мире в 2006 году после выхода в свет фильма Стивена Шейнберга
«Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус». Очень красивый художественный фильм в духе Твин Пикса, с Николь Кидман в главной роли, хорошо снятый, но, как мне кажется, мало имеющий отношения к реальной истории этой американки, ставшей знаковой фигурой 70-80-х. гг. в мире искусств.
Кадр из фильма "Мех"
А ведь когда-то она была обычной женщиной, простой женой своего мужа, матерью двух симпатичных детей, ничто не выделяло её из толпы, она всего лишь ассистировала мужу-фотографу во время съемок... В какой-то момент жизни пришло осознание, что она видит по-другому и чувствует иначе, и это заставило её в корне изменить свою жизнь – такое иногда случается, вспомним хотя бы историю художника Поля Гогена уехавшего на Таити.
Удивительно другое - большинство людей на земле тяготиться тем, что им чего-то не хватает: денег, жилья, успешности, они мечтают о богатстве, успехе и благополучии. В ситуации с Дианой Арбус получилось наоборот, в одном из интервью она позже признавалась, что в слишком благополучном и обеспеченном её детстве не хватало вызова жизни, не хватало возможности проявить себя: «С раннего детства я чувствовала, что застрахована от всех несчастий и это была одна из вещей приводивших меня в отчаяние. Я жила в атмосфере ирреальности... И это состояние какого-то иммунитета по отношению к жизни меня совершенно убивало, хотя многим это может показаться совершенно смешным.»
Диана всегда была под крылом богатых родителей, бывших иммигрантов из России, отца-успешного «мехового» бизнесмена и матери, которые полностью контролировали её жизнь.
Выйди замуж она приобрела некоторую свободу и независимость, но все равно с трудом вписывалась в нормы обывательской жизни. Её волновали секреты жизни, её тянуло к тёмному, запретному неизведанному, в глубинах её подсознание давно созрел вопрос - что же такое человек, и почему люди, не похожи на других, вынуждены с детства быть изгоями в обществе?
Диана Арбус. Автопортрет
В ком больше правды - в заученно улыбающемся гладко причёсанном малыше, в правильных улыбках светских людей, или в искренней щербатой улыбке больного с синдромом дауэна? Разве они не люди, разве они не думают, не страдают, не тянутся к любви? У всех ее уродов удивительный взгляд – как правило они не смотрят в кадр, взгляд погружен внутрь себя, и может быть благодаря этому, начинаешь видеть их особую естественную красоту, которая не заметна при поверхностном взгляде.
Выдержки из интервью с фотографом: "Моё любимое занятие – идти туда, где я ещё не была. Что я пытаюсь изобразить?
Это то, что невозможно вылезти из собственной кожи и влезть в чужую... то, что чья-то трагедия - это не то же самое, что своя собственная...
Я ищу в обычных людях необычное или ищу необычных людей. Это заставляет обычных людей становиться на какой-то миг необычными.
И я на какой-то миг задумываюсь, а не сфотографировать ли мне этого человека...
Я часто фотографировала ярмарки... Я их обожала. У ярморочных чудовищ, масок и гномов есть одна изумительная особенность. В то время как нормальный человек живет в постоянном страхе перед стрессом, чудовища - это существа уже пережившие его, или, вернее, родившиеся с ним. Они уже выдержали испытание жизни."
При жизни Диан Арбус работала в основном, как репортажный фотограф, снимающий маргиналов, и хотя сотрудничала с известными изданиями, не котировалась, как самостоятельная творческая личность, снимала на широкоформатную камеру Роллейфлекс, за 11 лет было опубликовано более 250 журнальных и 70 газетных снимков. При жизни у нее состоялась всего одна выставка, а эмоциональное напряжение и поиск правды жизни приводил к нервным срывам и депрессии. Она ушла от мужа, душевное состояние ухудшалось, но она не останавливалась, ища все новые пути погружения в бездну неизведанного. Фотографий становилось все больше - кризисы повторялись все чаще.
«Бывает иногда, что знание самого себя ничего не дает. Иногда от всего этого в душе остается только ощущение пустоты. В мире есть вещи, которые мне кажутся загадочными или отравляют жизнь. Но иногда кажется, что выхода из этого нет.»
Когда в Россию в 70-х приехал известный фотограф Ричард Аведон и его спросили, кого из новых фотографов в Америке он бы назвал самым интересным, он ответил - "Диана Арбус, правда недавно она покончила с собой."
Последние портреты самой Арбус просто страшные – на них виден изможденный, уставший человек, с нервными руками и запавшими от бессонных ночей глазами.
Тайну жизни никому не удавалось постичь без внутреннего разрушения, об этом писал и Владимир Набоков в любимом мной самом таинственном расскае “Ultima Thule/Последний предел». Дойдя до последнего предела в 1971 году, Диана Арбус вскрыла себе вены.
Фотографии Дианы Арбус до сих пор шокируют и учат любви к ближнему, приоткрывая тайную завесу, без которой жизнь человеческого общества была бы не полной.
Ася Немчёнок.
* О любимых фотографах в разделе Культурный слой - авторская подборка "Знаменитые фотографы"