Цветаева. Больше жизни

Поэты - люди, которые пишут стихи - многим кажутся существами легкомысленными и эфемерными, особенно - поэтессы))
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.


Написала молодая Марина Цветаева, не зная, что лет через сорок ее назовут "великим поэтом ХХ века".




Серебряный век русской поэзии подарил нам двух великолепных женщин-поэтов: Анну Ахматову и Марину Цветаеву. Жизненный и творческий путь каждой никак нельзя назвать легким, их судьбы во многом разные, но одинаково тяжелые.
Мне думается, именно тогда в 20-х, по божественному замыслу, на фоне ужасов и потрясений революции, гражданской войны, эмиграции и предвоенного сталинского периода должны были возникнуть, на фоне заигравшихся в "войнушку" мужчин, такие особенно сильные духом женщины, несущие свет и духовность.




В книге "Живое о живом" Цветаева вспоминает своего друга и поэтического наставника Максимилиана Волошина - коктебельского полубога, который научил её "мифотворчеству" и ввёл в мир большой литературы. Москвичка, дочка директора художественного музея им. Пушкина, она с детства говорила и писала на нескольких языках, вращалась в творческой среде, была блистательно образована и талантлива.
Волшебная юность, полная надеждами, свободой, любовью и вдохновением. Первые же сборники стихов принесли известность и привлекли внимание Брюсова и Гумилева.

Но после революции 1917 года и связанного с ней террора, вместе с русской дворянской интеллигенцией, Марине Цветаевой - жене белого офицера Сергея Эфрона, пришлось эмигрировать с ним и дочкой Ариадной за границу, вести там полунищенский образ жизни, полный грубых бытовых проблем, мало сочетающихся с возвышенной природой творчества.
Жесткая дуальность эпохи, полное несовпадение быта, внешней и внутренней жизни. В Цветаевой было много гения и свободы, но мало радости и спокойствия - не принимала жизнь, не умела быть счастлива простой обывательской жизнью.
По силе и мощи таланта ее даже трудно было назвать женщиной - Поэт, Демиург!




Она конечно была человеком страстей - "любить больше жизни", "хотеть больше жизни" - её самые любимые выражения в переписке с друзьями и любимыми. Неуспокоенная душа, пример своеволия и внутренней силы для всех "новых" женщин.
Взрывы эмоций - сердце в клочья, отношения в клочья, жизнь в клочья - культ страсти и абсолютный творческий нарцисизм. Но в тоже время, именно страдания, испытания и стали активом ее поэтических и прозаических произведений.
Мятущаяся рваная душа Марины Цветаевой, страстная, влюбчивая, не способная любить ничего кроме поэзии. Все - лишь топливо и сублимация чувств - вакханка, поэтесса и в тоже время - женщина с двумя детьми в эмиграции, жарящая рыбу на сковороде, штопающая носки и колющая дрова.
Жила, по собственному определению, - "в непрестанной трагедии, и трагедия всегда была для неё домом".


Письмо
В СОЮЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В ПАРИЖЕ
6-ГО ЯНВ‹АРЯ› 1931 Г. MEUDON (S. ET О.) 2, AVENUE JEANNE D’ARC
от Марины Ивановны Цветаевой-Эфрон
Прошение
Покорнейше прошу Комитет оказать мне посильную помощь. Муж болен (туберкулез), дочь учится и нужно платить за школу, литературного заработка никакого, — положение ужасное.
(Марина Цветаева)





Из стихотворения эмиграционного периода -

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
....
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…
(1934)



Цветаева была больше своего окружения, больше пола, больше времени, больше земной жизни - все её неистовой душе было мало и узко.
Она задыхалась от непонимания, предательства родных и близких.
31 августа 1941 г. , в один из особенно "серых" дней, уже на Родине, под рябиной в Елабуге, душа Марины Цветаевой вышла из тела и обрела бессмертие.

В качестве иллюстраций к тексту использованы коллажи из авторской серии "Цветаева. Больше жизни", которую можно полностью посмотреть в разделе Портфолио.

Ася Немчёнок.


* О моих любимых поэтах в разделе Культурный слой - авторская подборка: "Гениальные поэты"

Никогда не забывайте делиться лучшим с друзьями!


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.