Я не только люблю читать лекции, но и на них ходить, если тема интересная или сам Человек.
С удовольствием послушала Бориса Аверина на днях в ОхтаLab - старейший и умнейший петербургский литературовед, человек из прошлого, который вместо привычного нам "извините" легко использует дореволюционное "простите великодушно".
Тема была посвящена известному русскому писателю Бунину, его личной жизни и творчеству, черновикам к автобиографическому роману "Жизнь Арсеньева". Общаясь с залом, Аверин параллельно рассказывал о себе, о своем детстве и ненавязчиво беседовал о "невыразимом" - это как раз и было самое интересное.
Что такое реальность?
Именно она как раз и есть - "невыразимое", по Аверину, а вовсе не то, как мы ездим на работу, потом приобретаем машину, дом и т.д. - это все только загораживает истинную Реальность. В начале всего было Слово, но не те убогие слова, которыми мы сейчас пользуемся - "розовое пламя", слово, которым Иисус останавливал солнце. "Дурно пахнут мертвые слова"- это о наших примитвных словах быта - писал еще поэт Гумилёв.
Потом речь естественно зашла о вере.
По Аверину, на начальном уровне в Бога верят простые старушки из народа и самые глупые, потом идёт слой людей образованных, обеспеченных, как правило они все атеисты, а потом высший просвещенный слой, типа нобелевских лауреатов - и вот они все глубоко верующие.
Бунина несколько лет номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но не выбирали, и узнал он в 1933 году о том , что стал лауреатом, почти случайно – из газет.
И ещё очень верно о природе творчества: Гёте первый сказал - существуют две главные неосуществимости: творчество и любовь.
Этому вторили и Блок и Лермонтов в своих произведениях - а почему? Потому, что от любви требуется всегда чего-то большего, как и от искусства - как бы прекрасно оно ни было, мы ожидаем всегда чего-то большего, чего - то совершенного...
Бунин, кстати, сам был человеком мистически настроенным и писал - "Рождение ни как не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в моем отце, в матери, в дедах, прадедах, пращурах, ибо ведь они тоже я, только в несколько иной форме: Не раз чувствовал я себя не только прежним собою, - ребенком, отроком, юношей, - но и своим отцом, дедом, пращуром; в свой срок кто-то должен и будет чувствовать себя - мною" (И. А. Бунин).
Так и Борис Аверин в конце лекции перешёл уже совершенно к эзотерическим практикам, рассказывая о воспоминаниях прошлых жизней и Рая, из которого мы все, как бессмертные души, вышли и в который вернёмся.
Говорил о том, что вспоминая себя как можно чаще и точнее с младенческих времён, наша душа питаться должна от Древа Жизни, а не от Древа Познания (вы конечно помните эту печальную историю с яблоком).
Микеланджело (Сикстинская капелла)
Вобщем – умнейший, тонкий, особенный человек – Аверин, хорошо, что такие есть среди нас!