Картины известного немецкого художника Ансельма Кифера понимают даже те, кто не склонен воспринимать "современное искусство".
Если смотреть издалека, живопись его воспринимается почти как импрессионистическая, только огромных размеров и "фонит немного" - ощущается много "шума". А а так на первый взгляд всё пейзажи да дороги, трава, небо или вода.
При более близком рассмотрении обнаруживается много слоёв краски и и смыслов, накладывающихся один на другой вполне в духе постмодернистских традиций.
При совсем уже близком разглядывании поражают спонтанно накиданные на холст сгустки и даже комья краски, глины, земли, ржавчины и прочих фактур в перемешку с железной арматурой, стихийно замешанные художником, как небо и земля в первые дни сотворения мира...
Однако, тексты, как бы случайно написанные мелом прямо по живописной поверхности, структурируют бесконечный хаос фактур.
После первого эмоционального потрясения, прочитывается основная тема этой серии работ, посвященной русскому поэту Велимиру Хлебникову - "председателю земного шара", футуристу - мистику, личности яркой и неординарной. Еще в самом начале ХХI века рефлексирующий немецкий художник Кифер заинтересовался идеей Велимира Хлебникова о повторяющейся цикличности важных военных сражений, что в истории человечества они происходят на воде и суше раз в 317 лет, что было подтверждено серьезными математическими выкладками.
Хлебников, этот удивительный провидец будущего, в свое время успел предсказать революцию 1917 года и "всемирную паутину" интернета сегодняшнего дня! Его необычные стихи немного напоминают зашифрованные коды, сотканные из звуков и слов:
Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды - невод, рыбы - мы,
Боги - призраки у тьмы
(1915)
Идея Хлебникова "317" стала вдохновляющим толчком для создания большого цикла работ Художника - размышлений на темы войны, мира и человеческих судеб, о нацизме и о Холокосте.
Корабли и экспрессивные пейзажи были выставлены Кифером до этого и в Лондоне в 2014 году, во время его большой ретроспективной выставки в Королевской Академии искусств/Anselm Kiefer retrospective - London
Замечательно, что сегодня у нас есть возможность увидеть продолжение творческого цикла с посвящением Хлебникову в петербургском Эрмитаже.
Мастерская художника Кифера напоминает больше заводик по производству объектов искусства, где в отдельных ангарах хранятся в разных отсеках железные арматуры, засушенные травы, гигантские подсолнухи, винты от самолетов, игрушечные модели кораблей, одежда, глины и грязи разных сортов, осколки и тому подобное. В создании огромных полотен ему помогает бригада подмастерьев в комбинезонах и маленький бульдозер. Обо всем этом можно найти классные видео - интервью с Кифером на Ю-тюбе.
Масштабность поражает, но, на мой взгляд, некоторая заученность приёма, уже отработанного сотни раз, лишает последние работы внутренней энергии. Живописная поверхность красива и мысль ясна, но это во многом повтор найденного мастером приема, хотя... может это память о всех кораблях, погибших в море.
Посвящение поэту Хлебникову не единично, Ансельм Кифер часто обращается в своем творчестве к хорошей литературе, например к стихам румынского поэта Пауля Целана или австрийской писательницы Ингеборги Бахман в других своих циклах.
Кифер - это серьёзное явление в современном Искусстве, это мощно, это таинственно и это по настоящему красиво, очень люблю Кифера!
Непременно выберете время и сходите в Эрмитаж на эту выставку, например в среду - длинный день работы музея (в основном здании).
И еще одно волшебное стихотворение Велимира Хлебникова - "Кузнечик":
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
Ася Немчёнок.
* О моих любимых поэтах в разделе Культурный слой - авторская подборка: "Гениальные поэты"
* О моих любимых художниках - Великие художники