Утопия в кино.

Тема архитектурных утопий в кинематографе рассматривается не так часто - первое любимое, что приходит навскидку, это великолепная картина – «Бразилия» Терри Гиллиама.
Авторам проекта «Отражение» в киноцентре Родина удалось провести две интересных кинематографические параллели между советским и французским фильмом подобного жанра.
Комедия «Новая Москва» – б/у фильм реж. Медведкина, 1938 года создания, смотрится сегодня, как абсолютный утопический сюр и пародия на наше время: Москва в пыли и строительстве, рушит все старое, включая церкви и храмы, борется с врагом, который естественно «не пройдет», и отчаянно влюбляется под портретом усатого вождя.
Как это принято в тиранические эпохи, все мужчины в кадре, кроме Главного, говорят тенорками и даже фальцетами, то и дело норовят попасть в дурацкую ситуацию, и слушаются советов старших. Интересно, что у фильма сложная судьба, хотя он снимался как пропагандистское кино по поводу принятой в 35 году сталинский программы индустриализации Москвы, на широкий экран так и не вышел. Его сюжет был позднее растащен на куски под «Карнавальную ночь», «Бриллиантовую руку» и т.п. Но до сих пор смотреть очень смешно, еще и из-за допотопности некоторых словесных выражений и костюмов советских граждан. Некоторые здания и проекты постконструктивистской архитектуры того времени стали отличным фоном для приключений поросенка Генриха и влюбленного внучка-конструктора Алёши, этакие современные фэнтэзи на фоне ТРЦ «Галерея»))



Другой фильм "Play Time/Время развлечений" француза Жака Тати (1967 г.) – медленно разворачивающаяся на глазах зрителя эксцентричная утопически-урбанистическая комедия на фоне современных небоскребов Парижа (не реальных, а придуманных режиссером в декорациях). Во многом это напоминает живопись американца Эдварда Хоппера с его пустынными пространствами и одинокими людьми, запертыми в витринах-комнатах или другого американца, фотографа первой цветовой волны Сола Лейтера – с отражениями, тенями, игрой света и пассажирами в автобусах.

   
/Эдвард Хоппер (живопись)       и        Сол Лейтер (фотография) /

Интересно, что звуковым сопровождением к фильму служит кокофония бытовых городских звуков: шарканье подошв, хлопанье дверей, скрип тормозов, покашливания, неразборчивые возгласы, перерастающие в неистовый джаз, эксцентричность и тонкий юмор, все то, что позже было принято на вооружение многими известными режиссерами - от Линча в «Твин Пиксе» до Андерсона в его маленьком шедевре «Отель Будапешт». Стилистически это все напоминает мне другую любимую французскую комедию «Зази в метро» реж. Луи Маля, так что немедленно вношу комедию Тати в свою подборку лучших фильмов, которые стоит посмотреть.

   

Последние дополнения в моей подборке признанных режиссеров - французы Жак Тати с «Временем развлечений» и чуть раньше Жан-Пьер Жёне со своей очаровательно-романтической «Амели», а как же без неё? Больше прекрасных режиссеров и особенных фильмов в авторской подборке - http://lab.asyanemchenok.ru/cultural-layer/directors

Ася Немченок.


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.