Урс Фишер.

Москва. Лето 2016 года. Чудесная атмосфера парка культуры и отдыха им. Горького, под музыку взлетают в небо фонтаны, кажется, до самых белых облаков.



Вальяжно на зеленой травке нежатся отдыхающие на огромных оранжевых подушко-матрасах.
Культурно поблескивает всеми своими гранями музей современного искусства «Гараж», начиненный этим летом Урсом Фишером.

Урс Фишер – известный швейцарский художник, делающий забавные инсталляции из любых подручных материалов – глина, воск, дерево, пластик. Первое что бросается в глаза при подходе к Гаражу через строй «умных стен» с цитатами известных мастеров искусства, это скульптурные сооружения из светлой глины - следы проекта «YES», созданные зрителями на открытии вместе с Урсом Фишером. И новые посетители после творческого экстаза пытающиеся себя от глины отмыть – лепить на площадке можно каждый день и все, что угодно.



Основной проект художника со странным названием «Маленький топор» включает в себя много разного, в том числе скульптурные свечи, выполненные очень натуралистично в виде сидящей семейной пары, постепенно истаивающей и деформирующиеся в течение выставки, как обычная цветная свеча. Вокруг, как блошки воспоминаний разбросаны по бетонному полу крохотные скульптурки – синяя лошадка, лебедь, два глаза, птичка, рука, и это создает особую интимную атмосферу. Как будто случайно попадаешь во внутренний мир этих милых пожилых людей, угасающих день за днем.
«Сила искусства — в его способности транслировать нечто, что невозможно передать словами», говорит Фишер, и это ему удается, а по поводу названия выставки объясняет так: «Small Axe» – название песни Боба Марли «Если ты большое дерево, то я маленький топор», - там есть такие слова. Мне просто очень эта песня нравится».



А мне просто очень понравился Урс Фишер, он активен, самобытен и как-то по-детски симпатично «неправилен», непосредственность и легкая ирония, он не признает никаких правил в искусстве.

Гараж – первая филантронтропическая организация в нашей стране и отличается внимательным подходом ко всем приходящим, в том числе слабовидящим и слабослышашим – это здорово и это гуманно, но иногда это несколько утомляет - я, например, люблю смотреть выставки без сопроводительных объяснений и чьих-то навязанных мнений по поводу увиденного. Хотя замечаю, что в последнее время появляется все больше людей не слепых и глухих от природы, функционал у них работает, а просто не умеющих или ленящихся слышать и видеть самостоятельно. Для таких в Гараже просто рай – все разжевывают и кладут в рот - кушай, Птенчик, «Единомышленники» ждут тебя!))



Выйдя на террасу Гаража, я с удовольствием перекусила в кафе и ощутила на себе тепло местных филантропических устоев. Когда выяснилось, что скидочной карты Гаража у меня нет, и приобретать ее нет смысла, поскольку я художник из Петербурга, доброжелательные сотрудники кафе вместе со сдачей вручили мне в качестве презента одну из уникальных книг издательской программы Гараж «Un Certain etat du monde?», с предисловием известного французского коллекционера и мецената Франсуа Пино: «Искусство абсолютно необходимо для того, чтобы лучше познать мир».

Это было так мило, и очень приятно! Люблю Гараж.

Ася Немченок.


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.