Природа гения и поэт Ольга Седакова.

"Что такое творчество?" - вопрос вопросов, которым задавались лучшие умы человечества, и на который сегодня школьники в сочинении легко отвечают за 45 минут, заглянув в Википедию.
Какова природа творчества и откуда берутся гении? Что это за явление такое - "Гений"? Должен он быть скромным или нет, осознавая своё отличие от других людей, и чувствует ли он вообще свое величие? Для меня эти вопросы до сих пор открыты...я прислушиваюсь и присматриваюсь к гениям с удовольствием.
 

В ХХI веке, когда практически все вокруг - фотографы и художники, а лет с 14-и каждый второй начинает писать "Книгу", мои рассуждения на эту тему - всего лишь повод для того, чтобы лишний раз заявить о любви к настоящему, в данном случае - к поэту Ольге Седаковой и художнику Рембрандту. Как они оба пишут, как живописуют - и словом и красками - гениально!))
Ольга Седакова - глубокий современный поэт, особенный! Не принципиально, что - женщина, но, важно что - ПОЭТ и живет сейчас рядом с нами. Рембрандт Харменс ван Рэй жил несколько веков назад в Голландии, делал не типичную для своего времени живопись, особенную, и оказался вне времени. Его современников уже давно нет, а он живет через свои творения и разговаривает с нами о чем-то очень ценном для каждого. Нет ничего странного в том, что Седакова и Рембрандт у меня вместе, во-первых, оба - Художники с большой буквы, а во вторых, Ольга Седакова прекрасно написала о моем любимом Рембрандте - вдумчиво и точно, как впрочем, она всегда и пишет. Эта женщина не просто блистательный поэт, она, не побоюсь этого слова - мыслитель нашей эпохи. Читать ее не просто приятно и интересно, а иногда трудно: надо вчитываться, поскольку мысль ее глубока, и читать ее - это труд души, но именно поэтому всё так прекрасно. Вот, например, как она формулирует понятие "поэт" в своих стансах, посвященных другой замечательной поэтессе Елене Шварц - "Поэт есть тот, кто хочет то, что все хотят хотеть..." (стоит перечитать несколько раз)
Полностью стансы почитать можно здесь
 

 

Во время ноябрьской встречи, в рамках года Литературы, на малой сцене Александринского театра, О. Седакова читала вслух как раз свои "Письма о Рембрандте".
Мне, как художнику, было бесконечно интересно услышать ее версию творчества гениального живописца. Было радостно узнавать родство ее прочтения с потоком своих ощущений при взгляде на картины мастера.
Мало кто из литераторов способен так чутко и тонко размышлять об искусстве, среди литературных людей не много "визуалов". До этого момента моими любимыми исследованиями на тему творчества Рембрандта были фильмы о нем еще одного гения, на этот раз из мира кино - режиссера Питера Гринуэя (смотрим - признанные режиссеры). И в своем разборе картины "Ночной дозор" Седакова очень к нему близка. Совершенно чудно ею была сформулирована на встрече мысль о любви и влюбленности великих, которые не просто жаждут обладать объектом своей любви. Такие творческие души, как великий Петрарка, начинают жить и дышать образом любимого человека (у Петрарки это Лаура), который почти в буквальном смысле становится для них новым окном в мир. Восприятие мира с этого момента преломляется и идет через окно/призму великой любви, идеи или темы. Так, по версии О. Седаковой, у Рембрандта основой его мировосприятия стала тема слепоты, старости и ветхости. Через нее он воспринимал все окружающие образы, цвета и фактуры жизни. Вот отрывок из "Писем о Рембрандте":
"Мысль о слепоте каким-то интимным образом связана с тем, что он делает.
Много ли у него таких сюжетов? Кажется, что очень много. Кажется, что это просто его навязчивая тема. Слепцы Ветхого Завета, их ослепления и исцеления (ослепление Самсона, ослепший от слез Иаков — не однажды, Товия — много раз), слепой Гомер на холсте и в офорте, безымянные слепые старики… Но дело не в сюжетах. Дело в каком-то общем вопросе о слепоте и зрячести, о видимом и невидимом, которым пропитана вся ткань рембрандтовской живописи, в его лицах с выключенным, не видящим внешнее взглядом, в его невероятных руках, знающих мир на ощупь, как глаза никогда не узнают (руки Отца на спине сына, руки Симеона на последнем холсте, рука жениха на животе невесты), в обступающей его цвета черноте. В этом его красном, скорее тактильном, чем зрительном (знак того тепла, по которому различают вещи на ощупь), в пастозности красочного слоя, который мы и глазами невольно ощупываем (рукав жениха в «Еврейской невесте»).

 

 
 
Рембрандтовский красный взывает к комментариям окулистов: не симптом ли это меркнущего зрения? Данте сообщал, что от перенапряжения зрения в ночных чтениях глаза его болели так, что во все видимое подмешивался красный цвет.
Но и это не все. В поразившем мое школьное воображение античном портрете Гомера (у Рембрандта, как я говорила, на этом бюсте лежит рука Аристотеля в кружевном воротнике и золотой цепи через плечо) поразительно было вот что: зрительное напряжение всего лица. Оно всё во что-то всматривается. Так всматриваются во что-то и люди Рембрандта. Пока у человека есть глаза и они видят, все остальное в нем как будто может быть свободно от зрительного усилия, его вроде бы и не требуется. Но у Рембрандта не только люди, но и деревья, кажется, заняты тем же, и вещи… Слепота, или вопрос о видимом и видящем."

 

Приятно, что скоро в книжном магазине "Порядок слов" на Фонтанке должна появиться печатная версия "Писем о Рембрандте". Я с удовольствием их приобрету.

Кроме стихов и прозы у Ольги Седаковой есть прекрасные умные эссе. Об одном особенно актуальном, с моей точки зрения, на сегодняшний день, я уже когда-то писала в своем ЖЖ - даю ссылку - " В защиту разума", а другой отличный текст "Посредственность, как социальная опасность" постарайтесь найти сами, он того стоит))
 

Седакова, как и Рембрандт - не познается с налету, они оба не ошарашивают буйством красок или остротой сюжета, никаких явных приемов привлечения зрительского внимания.
Гении завораживают глубиной. Они и есть настоящие видящие в нашем царстве слепых. Так давайте к ним прислушиваться, давайте их любить, беречь и ценить живых гениев при жизни, потому что уйдя отсюда и став бессмертными, они уже не будут нуждаться в нашей любви!))
 

В моем Культурном слое вы найдете еще больше имен прекрасных писателей
и великих поэтов, отличные книги для детей и, конечно, умное кино.
 
Ваша Ася Немчёнок.

Никогда не забывайте делиться лучшим с друзьями!


Хотите погрузиться в атмосферу творчества и быть в курсе новостей культуры? Присоединяйтесь к Лаборатории Ася/Art в соцсетях и следите за публикациями в Дневнике.